В России один или два президента?

В России один или два президента?

Законопроект «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ» не всем понравится. Однако нормы Конституции России придётся  соблюдать.

В Госдуме разработан проект закона «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», в случае принятия которого трансформируется система отношений между федеральными, региональными и муниципальными органами власти. Местная ветвь власти встраивается в систему публичной власти, сопрягаясь с государственной, сохраняя при этом свою самостоятельность. 

В законопроекте, подготовленном председателем комитета по государственному строительству и законодательству П. Крашенинниковым и сенатором А. Клишасом, предлагается унифицировать организацию региональной власти. Например, численный состав законодательных собраний в субъектах Федерации привязать к численности избирателей в них проживающих. Если последних менее 500 тысяч человек, то в региональном парламенте не может быть более 50 депутатов (минимальный порог установлен в 15 парламентариев). А если избирателей от одного до двух миллионов человек в регионе, то численность депутатского корпуса будет находиться в «вилке» от 35 до 90 человек. Срок полномочий всех законодательных собраний страны устанавливается в пять лет. 

Предлагается наименование высшего должностного лица в регионах  установить единообразно, всех их называя «главами» (как в Карелии сейчас и есть), исключив из официального юридического оборота наименования «губернатор» и «президент». Последнее предложение без дискуссии будет принято всеми субъектами Федерации, за исключением Татарстана, где региональные политики отказываются менять нынешнее наименование высшего должностного лица республики «президент» на «главу».  

Собственно, данное федеральное требование давно уже во всех регионах принято и узаконено, лишь в Татарстане продолжает сохраняться норма закона о существовании регионального президента. Для здешних политиков это как знак некоей особенности субъекта Федерации, который мнит себя «государством» и «отношения с Россией» строит как самостоятельный государственный субъект. Справедливо сказать, что в Татарстане лелеют политическую мечту о годах прежней вольницы, когда при президенте России Б. Ельцине каждый субъект Федерации мог брать «суверенитета» столько, сколько мог проглотить. И всё шло тогда к тому, что Россия вот-вот должна была повторить страшную участь Советского Союза – развалиться на «суверенные государства». К слову, отголоски той эпохи саморазрушения России отложились и в Конституции Карелии, которая  с юридической точки зрения является республикой-государством. 

Сменивший полу-вменяемого президента Ельцина Владимир Путин самоликвидацию России остановил и с 2000 года системно выстраивает единое и целостное государство, отказавшись от модели конфедеративного набора «республик-государств». И в данном случае установка на полный отказ от наименования «президент» в отношении региональных руководителей, при всей условности понятий, означает всё же многое. Партия Путина выдавливает из коридоров региональной власти признаки тлеющего сепаратизма. В России может быть только одно государство и при единственном президенте. 

Однако в Татарстане опять открыто выступили против этой федеральной юридической установки, укрепляющей единство России. На заседании Госсовета Татарстана (это высший законодательный орган республики) депутаты заявили, что  против переименования «президента» в главу Татарстана. 

Интересно что вопрос о законопроекте Клишаса-Крашенинникова вообще не было первоначально в повестке сессионного заседания, но он был внесён с голоса и рассмотрен первым. Присутствующий на сессии президент Татарстана Р. Минниханов филиппики в адрес федерального законопроекта выслушал молча, сам не выступал и ничего не комментировал. Хотя было бы логично высшему должностному лицу, президенту Татарстана, изложить свою позицию по вопросу его непосредственно касающемуся. Но Минниханов не выступил, а депутаты не стали устраивать обсуждения прозвучавшего с парламентской трибуны доклада. При этом политическая позиция высшего руководства республики (президент + депутаты Госсовета) была чётко заявлена. Республиканская власть настаивает на своей особой субъектности в рамках Российской Федерации. И депутаты Госсовета при одобрительной, хотя и молчаливой, поддержке руководителя республики, бросают вызов федеральному центру, устраивая пробный огонь по Москве, отказываясь поддерживать законопроект «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации».

Собственно, сам факт того, что законодательный орган одного из субъектов Федерации не поддержит законопроект Клишаса-Крашенинникова никак не помешает его принять Госдумой. Наличие одобрительного отзыва со стороны   Госсовета Татарстана вовсе не обязательно. Но тут гораздо важнее увидеть другое – в России сохраняются очаги правового регионального нигилизма, если даже не признаки национального сепаратизма. В период государственной устойчивости это не представляет угрозы суверенитету  России, но в случае государственных кризисов, этнополитический эгоизм легко превратится в разрушающую силу. 

Можно заранее сказать, что фракция «Единая Россия» в Госдуме проголосует за  создание единой системы публичной власти в стране, однако для депутатов ГД РФ, представляющих Татарстан в нижней палате Федерального собрания, наступит сложный выбор. С одной стороны, они не могут голосовать против   «единороссовской» инициативы, а с другой – они Татарстан в Госдуме представляют, а руководство республики заявило свою позицию, которая расходится с линией партии власти. Из пятнадцати депутатов Госдумы с «татарстанским мандатом» четырнадцать являются членами фракции «Единая Россия».

Автор публикации: Беляевский Матвей

Источник: rusnod.ru

Загрузка ...
Голос отечества - Новости, которым можно доверять