Выставки шедевров мирового уровня всегда вызывают ажиотаж. Не все могут путешествовать по заграницам, а во времена «железного занавеса» это было практически недоступно. Любители мирового искусства довольствовались выездными выставками. Так случилось в далёком 1974 году, почти полвека назад. В столицу нашей Родины, проездом из Японии обратно в Лувр, прибыла «Джоконда» кисти великого Леонардо да Винчи.
О том, что у соседей проходит выставка «Моны Лизы», узнала директор Пушкинского государственного музея Ирина Антонова. Она сообщила об этом министру культуры Екатерине Фурцевой, с которой была в дружеских отношениях. И намекнула, что хорошо бы договориться о посещении «Джокондой» нашей страны. «Поговорю с французским послом. Кажется, он немного в меня влюблён» – ответила Екатерина Алексеевна. И не только поговорила, но и добилась своего. Фурцева это умела, иначе не достигла бы таких высот.
Для картины был изготовлен эксклюзивный пуленепробиваемый футляр. Меры безопасности также были приняты беспрецедентные, поскольку очередь на выставку в Пушкинском музее была огромная. Ради полуминутного осмотра (дольше не позволяли) шедевра размером 77х53 см люди ждали по 7-8 часов, занимая очередь в любое время суток. Многие издалека, ещё на подходе, пытались разглядеть «Мону Лизу» в бинокли. В мае-июне в нескончаемом потоке ежедневно мимо картины проходило около пяти тысяч человек. Всего же картину за два месяца увидело 311 тысяч советских граждан. Настоящие ценители искусства приезжали со всех уголков страны.
К Екатерине Фурцевой относятся в нашей стране по-разному. Но вот за такие подарки любители культурного досуга были ей благодарны. Организация показа «Джоконды» стало одним из последних замечательных деяний Екатерины Алексеевны на посту министра. Осенью того года её не стало.