Московский государственный областной университет (МГОУ) кузница кадров Московской области попал в поле зрения редакции газеты “Национальный курс” в июле 2021 года вследствие необдуманного решения чиновников Московской области ликвидировать вуз путём присоединением его к Московскому педагогическому государственному университету (МПГУ).
Вопрос ликвидации вуза после нашей второй публикации в ноябре того же года затормозился, но ясного развития так и не получил. Уже в январе 2022 года преподавательский и научный коллектив МГОУ получил ответ федеральных чиновников о том, что вопрос ликвидации вуза и включение его в состав МПГУ на повестке уже не стоит. Однако, обсуждается его передача из министерства образования Московской области в ведение Минпросвещения РФ.
Но и это не удовлетворяет интересы сотрудников и преподавателей МГОУ, что вынудило их обратиться с обращением к президенту РФ. Среди подписантов обращения мы видим такие имена, как работники федерального телевидения Светлана Моргунова, Анна Шатилова, поэты Олег Чухонцев, Владимир Вишневский, писатель Юрий Поляков и другие. На встрече студентов вуза с президентом России был задан этот вопрос, и пресс-секретарь Дмитрий Песков обещал разобраться.
Сегодня позиция чиновников в отношении МГОУ, его передачи на федеральный уровень противоречит позиции президента России Владимира Путина. Он говорит, что сегодня надо поддерживать региональные вузы. Региональные вузы должны стать платформой для развития кадрового потенциала и науки в соответствующих областях и регионах страны. По сути, каждый регион должен меть свой опорный вуз. “В таких вузах государство должно открывать больше бюджетных мест, а правительство должно оказать поддержку программ развития таких вузов” говорит президент. С МГОУ мы наблюдаем историю прямо противоположную словам президента.
Вопрос патриотизма также ставится президентом сегодня. Это не пустое слов, и МГОУ сегодня является вузом, создающим пространство патриотического образования в Московской области, как вуз, имеющий глубокие государственные традиции. Выдающиеся учёные, которые работали в разные годы в МГОУ, достаточно назвать академика исторических наук Рыбакова, критика Нормандской теории. Эти научные кадры и традиции закладывались десятилетиями. Именно МГОУ выдвинул научную тему для разработки: “Новая модель патриотического воспитания в условиях современных технологических трансформаций и изменения менталитета молодёжи. Именно МГОУ может стать опорой научного подхода в патриотическом воспитании.
Преподавательский и научный коллектив МГОУ продолжает с тех пор отстаивать право сохранить идентичность вуза, так как он имеет богатейшую историю. Возник МГОУ в период правления Иосифа Сталина до ВОВ. В годы ВОВ сыграл большую роль в создании научных школ мирового уровня. Сегодня вуз включает работающие на его базе 21 научную школу.
Доктор исторических наук, профессор, член Изборского клуба Вардан Эрнестович Багдасарян по этому поводу сказал:
“Если не функционирует должным образом система образования, то у цивилизации нет будущего. И наоборот, если в затруднительном положении находятся разные институции государства, но есть система образования, работающая функционально, то все остальные потенциалы цивилизации можно восстановить. Образование имеет несколько проекций, это подготовка кадров, и конкуренция наций, борьба государств, положение страны в перспективе будущего – это всё закладывается как мы подготовим кадры сегодня. Всё это отразится в перспективе 10-15-20-50 лет вперёд. В этом закладывается положение страны в перспективе будущего. Образование всегда связано с наукой. Особенно высшее образование. Наука не создаётся по отмашке руки большого начальника. Это научные школы, научные циклы. Всё это закладывается годами и десятилетиями. Образование это и воспитание молодёжи, оно служило фактором социализации через систему образование, как через фильтр молодёжь социализировалась в рамках той или иной модели общества. Образование это ещё и идентичность России, идентичность с малой родиной, идентичность с альма матер, с вузом, где человек получил соответствующее образование”
Такие решения о передаче вуза в другой статус или смену регионального подчинения в соответствии с законодательством России предполагает созыв экспертной комиссии для оценки возможных негативных последствий такой передачи. Но до сих пор ничего не известно о такой комиссии или планах по её созданию. Поэтому редакция газеты “Национальный курс” продолжит расследование этой ситуации и надеется получить разъяснения на этот счёт от всех заинтересованных лиц для информирования наших читателей.