Расходы на патриотическое воспитание в России в 2022 году составили 11,4 млрд рублей. При этом изначально на эти цели закладывалось 5 млрд. Об этом говорится в заключении комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей на исполнение бюджета за прошлый год. Эксперты сходятся во мнении, что государство, вкладывая средства в патриотический компонент, демонстрирует, насколько важным для него в нынешних условиях является воспитание молодежи.
В частности, Борис Илюхин, руководитель научно-исследовательского центр систем оценки и управления качеством образования ФИРО РАНХиГС считает этот рост расходов вполне обоснованным.
В своём ответе на запрос «Известиям» он подчеркнул, что цифры огромны только на первый взгляд.
«Сама по себе цифра огромна лишь на первый взгляд. В 2022 году расходы на образование составили более 1,23 трлн рублей. Таким образом, патриотическое воспитание – это менее 1% данной статьи расходов. С учётом того, что школ в стране более 40 тысяч, в среднем получилось около 25 тысяч рублей в месяц в расчёте на одну школу. Принимая во внимание, что в эту сумму включена ещё и доплата советника директора школы по воспитанию (а это произошло как раз в 2022 году и, вероятнее всего, именно этим обусловлен резкий рост затрат), получится не так уж и много. При этом мы понимаем, что текущая политическая ситуация предъявляет особые требования к внеучебной деятельности. Это и воспитательная работа, и профориентация, и многое другое», – подытожил эксперт.
Патриотическое воспитание в России было серьезно подорвано именно тогда, когда в систему пошли большие государственные деньги и случилось это примерно 10 лет назад.
Если до этого клубы, где занимались патриотическим воспитанием, финансировались из маленьких местных бюджетов и жили впроголодь, там работали только энтузиасты и они воспитывали детей по-настоящему.
Как только там появились деньги, туда хлынули коммерсанты разных мастей и, по крайней мере, часть клубов была погублена.
Формально, они никуда не делись, но воспитание в них прекратилось, потому что главной задачей стало освоение поступающих средств.
11 млрд рублей – это грандиозная сумма.
Туда можно вливать сколько угодно денег, но пока там каким-то чудом не появятся энтузиасты, никакого воспитания не будет. А системе энтузиасты не нужны, они ей неудобны, она совсем под другое создана.
Напоминает легенду про царя Мидаса, который был так наказан, что всё, к чему он прикасался, превращалось в золото и он умер от голода и жажды.
Только тут немного по-другому: направляемые в ту или иную отрасль государством деньги разрушают эту отрасль.