В период блокады Ленинграда в зимние месяцы ледовая Дорога жизни стала единственным способом поддержания связи с Большой землей. Однако, при запуске первых грузовых машин по трассе в зиму 1941 года многие из них провалились под лед. Ученым была поставлена задача обеспечения безопасности движения на Дороге жизни.
Команды ученых Физтеха и Политеха под руководством физика Павла Кобеко выяснили причину аварий: резонанс, вызванный совпадением скорости автомобиля и скорости ладожской волны под льдом. Ученый Наум Рейнов создал прогибограф – прибор для автоматической записи колебаний льда и исследования деформации ледового покрова.
Специалисты, используя замеры, рассчитали безопасную скорость и дистанцию между двигающимися параллельно машинами. При быстром движении расстояние должно было быть 150-200 метров, а при медленном – 60-70 метров.
Благодаря работе ученых, ледовая Дорога жизни смогла принимать около четырех тысяч машин с 22 ноября 1941 года по 24 апреля 1942 года. В январе 1943 года по льду благополучно прошли тяжелые танки “КВ”, которые использовались в операции “Искра”.