Армянский эксперт: разблокировка транспортных коммуникаций не выгодна Ирану, России и Армении – ни с экономической точки зрения, ни с точки зрения безопасности.

Тема разблокировки транспортных коммуникаций – очень острая и актуальная для Армении. И если для России и Азербайджана этот процесс означает прекращение блокады Армении и обеспечение взаимовыгодных взаимодействий всех стран региона, то в Армении многие считают решение этого вопроса опасным для страны.
Для переосмысления и анализа сложившейся ситуации и оценки дальнейшего развития событий корреспондент российского информационного агентства «Голос Отечества» побеседовала с политологом Арманом Бошяном.

– Господин Бошян, в Армении на повестке дня стоит вопрос разблокирования транспортных коммуникаций согласно трехсторонней договоренности по разблокированию всех экономических и транспортных связей в регионе, принятой 11 января 2021 года лидерами России, Армении и Азербайджана. Хотелось бы услышать Ваше мнение о возможных рисках и опасностях в случае реализации этой договоренности.

– Действительно, можно наблюдать отчаянные попытки всех трех сторон договора представить разблокировку коммуникаций как достижение в сфере новых экономических порядков региона. На самом деле разблокировка узлов меняет всю геополитику региона и влияние Турции на Южный Кавказ. Экономически от этого проекта выигрывает именно Азербайджан, а геополитически выигрывает Турция и стоящие за ней страны. Разблокировка не выгодна Ирану, России и Армении ни с экономической точки зрения, ни с точки зрения безопасности.

Так, безопасность перевозок по территории Азербайджана будет целиком зависеть от прихотей турецко-азербайджанского тандема. Это означает полную зависимость Армении от вражеских государств. В то же время экономическое влияние России в регионе будет ослабевать, так как пойдет плавное замещение влияния посредством методов экономической экспансии Турции. Армян будут «варить» медленно, постепенно убивая экономику и добиваясь смены экономических порядков в сельском хозяйстве, на импорт и сферу услуг. Армяне будут покидать свои исторические земли под давлением не только внешних игроков, но и армянских властей, полностью обслуживающих интересы Турции.

Я, конечно, понимаю, что Россия играет в рамках возможностей данного времени, но стратегически – это потеря позиций в регионе. Уже предельно ясно, что беспрецедентное давление на Россию по всем фронтам не дает возможность этой стране делать резкие движения в регионе. Поэтому эти движения могла бы делать Армения, исходя из собственных интересов. К сожалению, процессы в Армении имеют трагический характер, и отуречивание региона – лишь вопрос времени.

– Строительство новых транспортных коммуникаций предполагает определенные расходы. И в случае с последними трехсторонними соглашениями свой финансовый вклад в этом проекте будет иметь и Армения. Именно в этом контексте: как будет происходить финансирование таких проектов со стороны Армении и сколько будет это стоить для нас?

– Российские эксперты оценивают строительство транспортных узлов в рамках коллективной инвестиции Турции, Азербайджана и Армении и частного капитала. Сегодня сложно давать прогнозы по конкретным суммам. Сам факт, что Армения финансирует уничтожение остатков собственного суверенитета, уже говорит о том, что Армения подписала именно капитуляцию и не мирный договор.

Суммы, которые потратит Армения, будут иметь кредитное происхождение и, как следствие, создадут дополнительную нагрузку на бюджет. Миллионы долларов будет тратить также Россия для удержания границ в регионе и обеспечения контроля «коридора» на территории Армении.

– Судя по откликам и оценкам армянских экспертов, а также серьезной обеспокоенности в этом вопросе армянской общественности, эта новая транспортная дорожная карта Армении будет чревата геополитическими рисками. Как же будет решен этот вопрос, учитывая все настроения в обществе?

– Геополитические риски предельно ясно выражены уже сегодня, когда коммуникации еще не открыты. Геополитический процесс — это совокупность таких политических и военных методов, в результате которых определенный центр сил или силы приобретают влияния определенной степени в заданном регионе. Как правило, целевая установка геополитического процесса подразумевает установление контроля регионального масштаба, а не отдельной страны.

В нашем случае этими центрами сил выступают Турция и Британия, в целом весь коллективный запад. Армения становится обслуживающим звеном, полностью подпадающим в зависимость от прихотей вражеских государств. В качестве противовеса Россия усиливает свое военное присутствие в регионе.

Однако в 21-ом веке военное влияние имеет последнюю степень значимости: на первом месте в геополитических процессах идет влияние информационное на общественные настроения (в Армении отуречивание и лишение культурной идентичности), политическое (в Армении – это команда Пашиняна), экономическое влияние и финансовая зависимость стран.

Здесь мы в полном проигрыше, я бы даже назвал грядущие события катастрофой. В свое время в Грузии тоже были российские войска, но смена вектора Грузии привела к тому, что Россия растеряла там свое влияние, а Турция усилила. Таким образом основной геополитический риск сложившейся ситуации – это новая большая война в отдаленном будущем.

Война будет неизбежна, потому что рано или поздно проект Турана предъявит претензии уже на территории не только Арцаха, но и Армении. И тут мы увидим, как мгновенно захлопнется ловушка экономических связей региона, выстроенная против Армении и России.

Как только Армения решит хотя бы сохранить культурную идентичность, войны не избежать: армянская локальная цивилизация в регионе турецкому проекту не нужна. Ничего не останется, как снова воевать. Поэтому геополитический риск – это очевидная новая война.

– Очевидно, что в вопросе транспортных коммуникаций Армения имеет иную позицию, нежели Россия и Азербайджан. Осознавая то, что тема транспортных коммуникаций выгодна больше всего России и Азербайджану (и это не только мое субъективное мнение), российские и азербайджанские эксперты и дальше будут твердить о том, что такой проект для Армении – это выход из транспортной изоляции и возможность иметь сухопутное сообщение с Россией через территорию Азербайджана.

Например, один из российских экспертов Артем Пылин во время одной из своих пресс-конференций выразил мнение, что Армения должна быть заинтересована получить дополнительную поддержку в транспортировке своих товаров. Он отметил, что текущие условия поставки товаров не отвечают возросшим объемам экспорта. Нельзя ли, учитывая все эти факты, построить новые транспортные коммуникации, не исходящие в первую очередь из интересов Азербайджана?

– Не существует сценария, выгодного для Армении в данном случае. Для начала хотелось бы отметить, что армянские власти не высказывали позицию, которая отличалась бы от азербайджанской. С этой точки зрения стоит четко отметить, что Армения, как государство, действительно имеет иную позицию, но армянские власти позицию государства не выражают.

Сегодня государственный интерес звучит только из уст оппозиции и политологов. Я также хотел бы откорректировать вопрос с точки зрения России и Азербайджана. Россия – это страна с множеством «башен» (подразумеваются центры влияния и лоббирования бизнес-интересов).

Причем эти бизнес-интересы далеко не всегда совпадают с государственными и цивилизационными интересами России. Для России, с точки зрения классической геополитики, выгодна ось Россия, Грузия, Армения, Иран, потому что эта ось цивилизационно совместима с самой Россией и не содержит так называемых непреодолимых ментальных противоречий. Для России сложившаяся ситуация равнозначна потере влияния на целый регион, что, с точки зрения безопасности южных рубежей России, просто катастрофа. Пока Турция строит канал «Стамбул» и фактически реализует проект Туран, Россия занята укреплением своих военных баз в регионе и подготовке к будущей войне.

Поэтому для России, как государства, озвученный сценарий ничего хорошего не сулит, если, конечно, не планируется включать Азербайджан в состав России или будущего СССР (в чем я сильно сомневаюсь). А вот бизнес-интересы различных кругов России будут лоббировать этот проект. Надо понимать, что бизнес и государство далеко не всегда работают синхронно.

В случае с Россией львиная доля бизнеса вообще зарегистрирована и находится под западной юрисдикцией в офшорах или крупных западных держав. Это противоречие сложилось еще с 90-ых годов и выправляется крайне медленно. Отсюда можно сделать вывод, что Пылин представляет бизнес-интерес.

– Понятия «Зангезурский и Мегринский коридоры» не ведомы разве что для новорожденного ребенка. Эти понятия по сути являются опорой армянской государственности. Но, к сожалению, в этот безумный мир купли-продажи и эти основы могут рухнуть. Как Вы считаете: осознает ли наше общество всю глубину важности этих вопросов и готово ли оно отстоять по принципу «все должно исходить из интересов Армении»?

– Примерно половина армянского общества, благодаря мощной работе современных информационных атак и «промывки мозгов», потеряла идентичность – как культурную, так и цивилизационную. В Армении превалирует сиюминутный денежный интерес, который, конечно, является блефом с большой буквы. Пока общественные настроения в Армении сводятся к кафе и шашлыку, нас будут съедать соседи, выстроившие идеологию армянофобии.

Однако выборы показали, что в Армении все еще есть сознательные армяне, прекрасно понимающие риски, поэтому борьба продолжается и возрождение Армении неизбежно. Исторический процесс в целом иррационален, хоть и подвергается управленческим рациональным решениям. Армяне много раз теряли государство, но каждый раз вновь к нему возвращались.

Беседовала Асмик Бакунц.

Загрузка ...
Голос Отечества - Политические новости